Районный ресурсный центр по русскому языку и литературе

РУКОВОДИТЕЛЬ РАЙОННОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА:

МАСЛОВСКАЯ ИННА АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель русского языка и литературы

СЕРДЦЕ ОТДАЕМ ДЕТЯМ!

Цель работы ресурсного центра по русскому языку и литературе:

- совершенствование преподавания русского языка и литературы через использование информационно-методической базы ресурсного центра.

Задачи  работы ресурсного центра по русскому языку и литературе: 

  • совершенствование системы работы с одаренными учащимися посредствам развития информационно-методической базы ресурсного центра;
  • разработка и проведение уроков с использованием средств ресурсного центра;
  • проведение обучающих семинаров и мастер-классов для учителей, работающих с высокомотивированными и одаренными учащимися;
  • повышения профессионального мастерства учителя;
  • эффективное использование ресурсов центра;
  • обобщение и систематизация эффективного опыта работы учителей-филологов. 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык» 

 

Критерии оценки СЛОВАРНОГО диктанта 

Таблица 3 

 

Балл Количество ошибок

1    7 и более ошибок

   6 ошибок

   5 ошибок

4    4 ошибки

   3 ошибки

6    2 ошибки

   1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы

   0 ошибок, 1—2 исправления на месте орфограммы

   0 ошибок, 1—2 исправления не на месте орфограммы

10   0 ошибок, без исправлений 

 

Критерии оценки ТЕКСТОВОГО диктанта 

Таблица 4 

 

Балл  Количество ошибок

1    Более, чем на 2 балл

   10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9

3     8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7

    5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6

5     4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5

6     3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4

    2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)

8     1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)

    1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления         на  месте орфограмм (пунктограмм)

10    0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм) 

 

 

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.

Повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

 Два исправления НА месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку.

При наличии в работе 5—7 исправлений НЕ на месте орфограммы (пунктограммы) оценка снижается на 1 балл.

При наличии более 7 исправлений – на 2 балла

 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по учебному предмету ”Русская литература“

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме

определены учебными программами в соответствии с требованиями

образовательного стандарта по учебному предмету ”Русская литература“.

Подготовка учащихся предполагает формирование:

– теоретико-литературных и историко-литературных знаний;

– читательских умений;

– системы эмоционально-ценностных отношений;

– опыта литературно-творческой деятельности.

Результаты учебной деятельности учащихся по русской литературе

оцениваются по следующим параметрам:

 – содержательность и глубина устного и письменного высказывания, отражающая качество восприятия и понимания поэтического текста,

 – сформированность аналитических и речевых умений, способность применять их на практике, самостоятельность оценок событий и характеров в художественных произведениях, их аргументированность;

– выразительность чтения наизусть произведений разных жанров;

– техника чтения незнакомого текста.

 

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся

осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством

проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с

использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, а также других способов контроля.

 

Работая над текстом художественного произведения по вопросам учебника,

учитель исправляет смысловые, а также речевые и грамматические ошибки

в ответах учеников. Аналитические вопросы учебника могут быть предложены

учащимся для письменного ответа после обсуждения их в устной форме на

предыдущих уроках. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются их возрастные особенности.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся

осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании.

 

При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развёрнутый ответ

на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:

-- правильность и мотивированность отбора эпизодов, картин, деталей для

решения поставленной учителем задачи;

-- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и

важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);

-- композиционная стройность и логика построения ответа;

-- речевая грамотность, культура произношения (соблюдение орфоэпических

норм, правильное интонирование).

Оценка выразительного чтения НАИЗУСТЬ

Балл Показатели оценки

1    Фрагментарное воспроизведение текста с многочисленными ошибками (более

7)

2     Фрагментарное воспроизведение текста. Чтение монотонное, с

многочисленными ошибками (6—7)

3     Неполное воспроизведение текста. Чтение наизусть с многочисленными

ошибками (5—6), слабое интонирование, неумение почувствовать авторскую

интонацию

4    Неполное воспроизведение текста. Чтение наизусть с 4—5 ошибками.

Попытки эмоционально отозваться на переживания, запечатленные в

художественном тексте

5     Чтение наизусть с 2—3 ошибками. Попытки эмоционально включиться в

поэтическую ситуацию переживания и передать голосом настроение

6     Чтение наизусть текста с 1—2 ошибками, попытка воспроизвести голосом и

интонацией переживание лирического героя произведения

7    Чёткая дикция при хорошем знании текста (1—2 запинки). Попытка

воспроизведения эмоционального напряжения текста

8    Хорошее знание текста. Авторская интонация передана верно.

Воспроизведение эмоционального напряжения текста

9     Полное владение текстом. Попытки самостоятельной интерпретации

авторской позиции

10   Безупречное владение текстом. Выразительное чтение на основе

самостоятельной интерпретации авторской позиции

Оценка УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО высказывания

Балл Показатели оценки

1

Текст литературного произведения прочитан частично. Ученик не может

пересказать текст. Речь не развита. Обилие речевых и грамматических ошибок

(более 8)

2

Текст прочитан не полностью, понят на элементарном уровне. Ученик

затрудняется в пересказе. Речь не развита. Обилие речевых и грамматических

ошибок (7—8)

3

Произведение прочитано, воспринято эмоционально, но воспроизводится

неосознанно, фрагментарно: ученик не видит связи между эпизодом и характером

героя. Речь развита слабо, обилие речевых ошибок (6—7)

4

Литературное произведение эмоционально переживается, эмоциональная оценка

на уровне "нравится – не нравится". Учебный материал воспроизводится

неосознанно. Речь развита недостаточно, присутствуют речевые ошибки (5—6)

5

Эмоционально переживаемое понимание и осмысление литературного

произведения с попыткой (пусть неудачной) оценки характеров и ситуаций по

нравственным критериям. Содержание произведения пересказывается осознанно.

Интерес к нравственной стороне поступков персонажей. Допустимы

немногочисленные и негрубые речевые ошибки (4—5)

6

Достаточно полное понимание и осмысление текста на фоне эмоционального

переживания ситуации с попыткой обоснованной оценки характеров и ситуаций

по нравственным критериям. Допустимы 3—4 речевые ошибки

7

Владение текстом, эмоционально-нравственные оценки характеров и ситуаций с

учетом композиционного построения произведения (роль пейзажа, портрета,

речевой характеристики и т.д.). Допустимы 2—3 речевые ошибки

8

Понимание проблематики литературного произведения. Свободное владение

текстом для подтверждения своих суждений. Самостоятельность оценки

стандартных ситуаций по нравственным критериям с учётом композиционного

построения произведения (осмысление идейно-композиционной роли эпизода).

Допустимы 1—2 речевые ошибки

 

9

Умение анализировать характер литературного героя в свете поставленной

автором проблемы, с учётом жанровой и стилевой специфики художественного

произведения. Самостоятельность в нравственной оценке нестандартных

ситуаций характеров, обоснованность суждений. Допустимы 1—2 речевые

ошибки, исправленные самим учащимся

10

Умение анализировать литературное произведение, выявлять его проблематику,

идейный смысл, эмоционально-образный характер изложения, умение проводить

литературные аналогии и сопоставления. Умение видеть связь между характерами

в образной системе произведения, между системой образов и композиционным

построением произведения с целью выявления авторской концепции жизни и

личности. Стремление выявлять и осознавать общие закономерности

литературного процесса (стиль писателя, стиль направления в литературах разных

стран и народов). Отсутствие речевых ошибок. Творческий подход при выполнении заданий.