Рекомендации родителям

Рекомендации родителям по противодействию сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Фрагмент информационного сообщения для родителей Процесс общения маленького ребенка с другими людьми проходит через «родительский фильтр»

Памятка для родителей «Сохранение половой неприкосновенности»

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

Законодательство

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
  8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
  10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
  11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
  12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
  15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
  16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
  17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
  18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
  19. Инструкция №83 от 01.12.17 о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания.

 

свернуть

Что такое домашнее насилие?

QR-код «Если ты пострадала от домашнего насилия»:

Как использовать QR-код:

1.   Возьмите мобильный телефон с камерой.

2.   Запустите программу для сканирования кода.

3.   Наведите объектив камеры на код.

4.   Получите информацию.

Что такое домашнее насилие?

«Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Домашнее насилие — это систематическое использование власти одного человека над другим с целью доминирования и контроля.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия. Наличие цикла насилия — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

Цикл семейного насилия

1.    Нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

2.    Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

3.    Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую(-его) в преувеличении событий.

4.    Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.

После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Пострадавшая(-ий) не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно.

Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните: в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

 

Закон Республики Беларусь № 122-3 от 4 января 2014 года

«Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

 

ПОМНИТЕ, ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ

В СВОИХ ДОСТОИНСТВАХ И ПРАВАХ.

НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ПОДВЕРГАТЬСЯ ПЫТКАМ ИЛИ ЖЕСТОКИМ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ ИЛИ УНИЖАЮЩИМ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ.

ВСЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ!

ВМЕСТЕ МЫ СПРАВИМСЯ!

Список телефонов, по которым жертва домашнего насилия может обратиться за помощью специалистов:

Оперативно-дежурная служба Новогрудского РОВД тел.102, 2-04-28

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ 4-01-58

 Специалист по социальной работе ГУ «ТЦСОН Новогрудского района»:

тел. 4-24-354-25-26+375-29-12-867-04

Психолог ГУ «ТЦСОН Новогрудского района»:  

тел. 4-24-354-25-26,+375-44-572-00-74

 

Анонимно, бесплатно, ежедневно с 8.00 до 20.00. Со стационарных телефонов звонок бесплатный. Звонки доступны и абонентам всех мобильных операторов.

 

 

свернуть

Ответственность за совершение  правонарушений (преступлений) в сфере СБО.

Ответственность за совершение  правонарушений (преступлений) в сфере СБО.

 

Семейно-бытовые правонарушения относятся к числу сложных социальных проблем. Несмотря на родственные связи между людьми в семье и быту, как показывает практика, именно в этой сфере взаимоотношений достаточно часто совершаются преступления и административные правонарушения. К данной категории правонарушений относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство человека, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения, либо внезапно возникшие конфликты между членами семьи.

Что может быть за совершение правонарушений и преступлений?

Административная ответственность.

За совершение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений семейныё агрессор может быть привлечён к административной ответственности по статьям:

  • ст.9.1 КоАП Республики Беларусь «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания». Может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере до тридцати базовых величин или административный арест до 15 суток.

         Необходимо отметить, что в соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РБ, лицо может привлечено к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а в соответствии с ч.2 ст.9.1 КоАП РБ лицо может быть привлечено к административной ответственности за нанесение побоев, не повлекших причинения телесных повреждений, умышленной боли, физических или психических страданий, если в этих действиях нет состава преступления.

  • ст.9.3 КоАП Республики Беларусь «Оскорбление». Может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
  • ст.17.1 КоАП Республики Беларусь «Мелкое хулиганство». Может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест до 15 суток.

Уголовная ответственность.

         К бытовым преступлениям в УК Республик Беларусь отнесено 27 статей, сюда входят:

  • ст.139 УК РБ «Убийство». Наказание – лишение свободы на срок до двадцати пяти лет, или пожизненное заключение, или смертная казнь;
  • ст.147 УК РБ «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения». Наказание – лишением свободы на срок до пятнадцати лет;
  • ст. 149 УК РБ «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения». Наказание – лишение свободы на срок до пяти лет;
  • ст.153 УК РБ «Умышленное причинение легкого телесного повреждения». Наказание – исправительные работы на срок до одного года, или арест;
  • ст. 154 УК РБ «Истязание». Наказание – лишение свободы на срок до пяти лет;
  • ст.186 УК РБ «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества». Наказание – лишение свободы на срок до двух лет;
  • ст.189 УК РБ «Оскорбление». Наказание – ограничение свободы на срок до трех лет;
  • ст. 166 УК РБ «Изнасилование». Наказание – лишение свободы на срок до пятнадцати лет;
  • ст.167 УК РБ «Насильственные действия сексуального характера». Наказание – лишение свободы на срок до пятнадцати лет, –  и другие преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

План обеспечения безопасности в случае домашнего насилия.            

План обеспечения безопасности в случае

домашнего насилия.                                                                   

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации и договоритесь, чтобы он вызвали милицию, если услышат шум из Вашей квартиры.
  • Обратите внимание на то, в каких случаях Ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Продумайте все свои действия на случай, если акт насилия повторится снова;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, «кризисных» комнат, соседей, друзей, к которым можете обратиться, находясь в опасности. Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
  • Если спора, инцидента избежать не удаётся, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • В безопасном, но доступном для Вас месте, спрячьте необходимую сумму денег, книжку с номерами телефонов, паспорт, документы на детей, другие важные бумаги, а также некоторую одежду и бельё, нужные лекарства.
  • Найдите такое место, куда Вы смогли бы уйти в случае опасности. Это может быть «кризисная» комната, Ваши друзья либо соседи;
  • Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.

Помните, что под угрозой находится Ваша жизнь!

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками

Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов, ошибок в общении с подростками.

 

Основные психологические особенности подросткового возраста:

1.Обострение чувства взрослости;

2. Желание вырваться из-под опеки родителей;

3. Жажда общения со сверстниками – группирование;

 

  Рекомендации:

 

 1. Уважаемые родители, как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».

 

 2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что- то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же - раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.

 

 3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.

 

        4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка.Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»

 

 5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.

 

 6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.

 

        7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.

 

 8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.

 

 9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило.Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.

свернуть

ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

В интернете можно найти информацию и иллюстрации практически на любую тему. Необходимо обеспечить защиту детей от контактов в интернете с нежелательными людьми, от знакомства с материалами недетской тематики или просто опасными для детской психики, от вредоносных программ и интернет-атак.

Так как дети по своей наивности, открытости и неопытности, не способны распознать опасность, а любознательность детей делает их крайне уязвимыми в интернет-пространстве, об их безопасности, в первую очередь, должны беспокоиться родители.

ОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ВИДА:

1.                     Доступная для детей негативная информация.

2.                     Противоправные и социально-опасные действия самого ребенка.

3.                     Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.

Наиболее опасные в сервисах интернет-общения:

1.                     Педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и преступлений против половой неприкосновенности.

2.                     Сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности.

3.                     Интернет-аферисты (мошенники, онлайн-игроки и пр.), прививающие детям склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребенка в материальную и иную зависимость.

4.                     Кибербуллеры унижают и «травят детей». Кибербуллинг набирает обороты как со стороны злоумышленников, так и среди подростковых социальных групп.

Среди детей приобрели моду деструктивные игры, селфхарм (самоповреждение), анорексия, экстремальные селфи, а также различные радикальные движения: против родителей и семьи, школ и педагогов и прочее.

Более половины детей сталкивается с интернет-угрозами, не ставя в известность родителей, в ряде случаев, боясь их, в ряде случаев, не доверяя.

Как правило, родители не уделяют большого значения интернет-безопасности и интернет-воспитанию детей.

В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

2.Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

3.Ввести ограничения по использованию гаджетов. Дошкольникам, а также учащимся младших классов мобильный Интернет не нужен в повседневной жизни.

4.Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!

5.Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.

6.Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!

7.Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

свернуть

Рекомендации законным представителям по профилактике кризисных состояний

Рекомендации законным представителям по профилактике кризисных состояний:

 

• установите заботливые взаимоотношения с ребенком; 

• будьте внимательным слушателем; 

• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации; 

• помогите определить источник психического дискомфорта; 

• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно; 

• помогите подростку осознать его личностные ресурсы; 

• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее; 

• внимательно выслушайте подростка!

свернуть

Рекомендации родителям пo воспитанию детей

Рекомендации родителям пo воспитанию детей

 

  • Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  • Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
  • Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
  • Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
  • Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
  • Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
  • Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

 

свернуть

Рекомендации для опекунов «Эффективные способы взаимодействия с ребёнком»

Рекомендации для опекунов

«Эффективные способы взаимодействия с ребёнком»

Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации опекунам

Попадая в новую семью, ребенок находится в тревожной для себя ситуации, приемные родители должны помочь ему ответить на вопросы, которые его волнуют:

- Кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;

- Смогу ли я встретиться с теми, с кем жил раньше;

- Кто будет принимать решения о моем будущем;

- Чего я могу ожидать от этих людей.

  1. Приведем несколько рекомендаций:

- Позвольте ребенку задавать вопросы, будьте готовы ответить на них;

- Постарайтесь помочь ребенку узнать как можно больше о новом месте, о членах семьи, по возможности покажите фотографии и т.д.;

- Позвольте ему принять участие в выборе мебели и (или) каких-то еще вещей для его комнаты и нового места жительства в целом.

  1. Восстановление доверия, важные моменты в поведении взрослых, которые помогают формированию положительных взаимодействий между взрослым и ребенком:

- Говорить с ребенком спокойно, дружелюбно, с нежными интонациями;

- Говорить ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать его так, чтобы взгляд был направлен на вас;

- Отвлекаться на нужды ребенка, а если удовлетворение этих нужд невозможно, спокойно объяснить, почему;

- Всегда подходить к ребенку, когда он огорчен, расстроен, плачет, чтобы выяснить причину.

  1. Советы о воспитании ребенка в семье:

- Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Чаще употребляйте такие слова, как «наш сынок» (дочка), «наша семья», «мы – твои родители» и т.д.

- Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.

- Покупая что-то ребенку, купите такую же вещь, как у мамы, папы или у ребят которые уже есть в семье.

- Проявляйте заботу, покажите привязанность в отношениях между членами семьи.

- В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком (даже для достаточно больших детей), например: поглаживайте ребенка по головке, спинке, играйте в щекотки, догонялки, прятки, в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая или смотря телевизор и т.д.

- Обучайте распознанию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств (например: «ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит»; «если ты злишься, можно побить подушку или порвать на мелкие кусочки лист бумаги»; «можно плакать, если грустно» и т.д.)

- Если хотите, чтобы общение с вами было приятно ребенку, а сами вы для него интересны, ведите разговор с ним в русле его интересов, а не своих собственных. Выясни, чем он увлекается, что ему дорого и начинайте разговор с этого, незаметно переводя разговор на нужный вам предмет.

- Умейте слушать ребенка, не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

- Не торопите, не подстерегайте детей, особенно когда они едят, думают или что-то делают.

- Не суетитесь сами, дети не любят суетливость. Суетливые взрослые не вызывают у них ни уважения, ни доверия.

- Если ребенок в чем-то терпит неудачи, и теряет уверенность в себе – не стыдите, не упрекайте, не заставляйте. Расскажите, как сами когда-то чего-то боялись или не умели, а потом научились преодолевать неудачи.

- Не разрушайте положительный опыт ребенка, его хорошее представление о себе самом, не внушайте ему отрицательного представления о нем, иначе он станет ориентироваться не на положительный образ самого себя, а тот, который вы ему внушаете.

- Критикуя поступок ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».

- Помните, что «хороший» ребенок и «удобный» для вас ребенок – это не одно и то же. Удобный, тихий, во всем с вами согласный и во всем вам подчиняющийся – это или больной ребенок, или будущий приспособленец.

- Воспитывать раба легче, чем личность. Перестраивайте систему взаимоотношений и себя в ней.

- Если вы раздражены, огорчены, устали не вступайте с ребенком, в это время в какой либо воспитательный контакт. Переждите, остыньте, перестройтесь. Злость и раздражение – плохие советчики и плохие помощники.

- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.

- Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанной с назиданием и упреками, помните, что они действенны только в течение 2-3 минут. Если назидания продолжаются дальше, чувство вины у ребенка сменяется раздражением, появляется противодействие. Эффективность такого воздействия не только сводиться к нулю, а также дает отрицательный эффект.

- Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и общения «больше так не делать». Это всегда или фальшь или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение вы заставили его пережить публично.

- Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

- Не бойтесь просить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

- Умейте вовремя закончить разговор.

свернуть