Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 7 г.Новогрудка
Семинар-практикум "Методология научно- исследовательской деятельности учащихся"
7 декабря состоялся семинар-практикум руководителей секций НОУ «Поиск» на тему «Методология научно- исследовательской деятельности учащихся».
Цель: оптимизировать работу учителей-предметников по организации научно- исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
В ходе семинара руководители секций рассмотрели возможные схемы организации научно- исследовательской деятельности, совместно определили наиболее оптимальную схему организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Также участниками семинара была разработаны рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1.Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть.
Проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы Формулируется проблема на основе существующей жизненной ситуации.
Тема. В ней отражается проблема в её характерных чертах. Она уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует замысел.
2.Обоснование актуальности темы
Актуальное в науке всё, что не исследовано
Теоретическая актуальность обусловлена наличием проблемы в той или иной области научного знания, когда накопилось много фактов, требующих теоретического обобщения или, наоборот, существует потребность в новых фактах, которые бы позволили расширить теорию.
Практическая актуальность определяется наличием практических задач в жизни общества, решение которых без дополнительных научных исследований или разработок невозможно.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики
3.Постановка цели и задач
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
Цель в научной работе лингвистически формулируется как существительное.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Последовательность решения задач исследования определяет его структуру. Каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов, и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
4.Определение объекта и предмета исследования
Предмет исследования определяет цель и назначение работы. Предмет и объект исследования соотносятся как часть и целое. Предмет - это та часть объекта, на которую направлено основное внимание исследователя.
Объект исследования – это то, что исследователь собирается изучить. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследования формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет — расширенно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.
5.Формулирование гипотезы исследования
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
К научной гипотезе предъявляются следующие требования:
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик;
- следует избегать в гипотезах использования слов «значимый» или «значимость»;
- необходимо избегать в гипотезе использования слова «доказывает»;
- в гипотезе следует избегать точных статистических предсказаний.
Различают два основных вида гипотез:
6.Выбор методов проведения исследования
Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):
7.Выводы – это еще более краткий пересказ всей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы. Выводы номеруются. Рекомендуемое количество выводов – от 4 до 7. Размер одного вывода - один абзац.
Выводы в обобщенной форме содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Лингвистически выводы формулируются как утверждение в повествовательной форме. Наиболее частой ошибкой является перечисление результатов исследования вместо выводов. Чтобы избежать ее, необходимо использовать правило сокращения текста, выделяя ключевые слова и задавая себе вопросы: «О чем свидетельствуют полученные данные? В чем смысл выявленных закономерностей? И т. п.».
Школьный этап районного конкурса исследовательских работ
С 20 февраля по 3 марта в средней школе №7 г. Новогрудка проходил школьный этап районного конкурса (конференции) исследовательских работ. Первыми приняли участие в конференции представители лингвистической секции. Жюри определило следующих победителей: Савастюк Алина (руководитель Яцук Е.С.), Сорокопыт Анастасия (руководитель Сорокопыт С.Ф.), Зобнина Виктория (руководитель Макаревич Н.А.), Малиновская Наталья (руководитель Крышталь О. Н.)
Призёром социологической секции стала Николаева Дарья (руководитель Бодяк Ю.Ю.)
01.03. участвовали в конференции представители экологической секции. Шадюль Маргарита (руководитель Остроух И.М.), Шимичева Ольга (руководитель Беляк М.М.), Савко Дарья (руководитель Хотянович Н.К.) заняли призовые места.
02.03. познакомили жюри со своими исследованиями представители филологической и литературоведческой секции. Малиновская Анастасия (руководитель Агановская Т.Р.), Пашковская Диана (руководитель Савастюк О.В.), Станевич Алина (руководитель Манюк В.В.), Четырко Анастасия (руководитель Масловская И.А.) стали призёрами. Наиболее интересными и призовыми работами физико-математической секции стали исследования Сельвоника Кирилла (руководитель Леошко А.В.) и Котовой Дарьи (руководитель Царюк Н.П.) , Станевич Алина (руководитель Манюк В.В.), Четырко Анастасия (руководитель Масловская И.А.) стали призёрами.
03.03 познакомили со своими работами и самые юные участники. Секцию «Планета знаний» представили восемь участников. Из них шестеро стали призёрами: Агановская Юлия и Агановский Станислав (руководители Доронина М.В., Пуца В.Р.), Лапко Владимир (руководитель Соколдан И.Г.), Курьян Евгений (руководитель Данилевич С.И.), Остроух Ксения (руководитель Гулецкая Н.Я.), Харитонович Ян (руководители Кришталь Л.В, Шуляк Д.В.), Бляхман Карина (руководитель Марушко З.П.)
НОУ
С 04 февраля в школе проходит предварительная защита исследовательских работ сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Предварительная презентация результатов исследовательских работ
05.02.2015 года состоялась предварительная презентация результатов исследовательских работ учащихся 3-4 классов, а также работ лингвистической секции НОУ. Учащимися даны рекомендации по формированию задач исследования, презентации экспериментов и коррекция выводов.
Семинар «Работа с библиографическими источниками»
28.01.2016 состоялся семинар на тему «Работа с библиографическими источниками». Участники семинара рассмотрели основные требования, предъявляемые к оформлению научных работ. Агановская Т.Р. познакомила присутствующих с возможными способами оформления сносок, примечаний, таблиц. В практической части семинара участники разработали памятку для учащихся «Правила оформления научно-исследовательских работ».
Семинар "Публичное выступление, или Секреты ораторского мастерства"
20.01.2016г. в СШ№7 состоялся семинар «Публичное выступление, или Секреты ораторского мастерства». Агановская Т.Р. познакомила руководителей секций НОУ со структурными компонентами публичного выступления. Савастюк О.В. представила участникам семинара основные приемы ораторского искусства. С аспектами психологического сопровождения публичного выступления ознакомила Бодяк Ю.Ю. Совместно участниками семинара была разработана памятка «Успешное публичное выступление».
Темы исследовательских работ для младших школьников
ПОЛОЖЕНИЕ
о научном обществе учащихся
«Поиск»
1. Общие положения
2. Цель и задачи
2.1 Целью НОУ является создание условий для развития, самоопределения, самореализации и воспитания учащихся.
2.2 Основные задачи НОУ:
3. Структура и организация работы
4. Содержание и формы работы
5. Права и обязанности членов НОУ
6. Виды исследовательской деятельности и общие
требования к ним
7. Заключительные положения
Список участников НОУ:
14 марта в средней школе №7 г. Новогрудка проходил школьный этап районного конкурса (конференции) исследовательских работ.
Представители экологической секции: Колюжная Валерия (руководитель Остроух И.М.), Колодко Анна (руководитель Поклад В.Л.), заняли призовые места. Из числа представителей филологической секции призовые места заняли 2 учащихся. Полховская Алина (руководитель Борисевич Д.Э.), Патеюк Виктория (руководитель Спогар Н.В.).
От лингвистической секции представлено 3 работы. Жюри определило следующих победителей: Анцух Роман (руководитель Макаревич Н.А.), Басукова Алеся (руководитель Крайняя О.А.), Козел Егор (руководитель Пыталева А.В.).
Призовые места разделили представители исторической и краеведческой секции: Бричковский Алексей (руководитель Невжинская Д.В.), Артюх Артем (руководитель Шмык Т.П.)
Месяц |
Направления работы |
|||
|
Заседания Совета НОУ |
Познавательно-коммуникативная работа |
Научно-исследовательская работа |
Творческая работа |
сентябрь |
Организационное собрание участников НОУ Отв.:Зам.дир. по УР, рук-ль НОУ
|
Анкетирование учащихся по интересам. Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Отв.:психологическая служба , рук-ли секций |
Подбор литературы по научно-исследовательской работе. Отв.: библиотекарь, рук-ли исследов.работ |
Подача заявок на участие в конкурсе «Хрустальная альфа» Отв.: рук-ль НОУ |
октябрь |
Обработка заявок на участие в работе НОУ. Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Консультации руководителей секций Отв.: рук-ли секций Организация работы по сотрудничеству с ВУЗами. Отв.:Зам.дир. по УР, рук-ль НОУ
|
Организация участия в первом этапе предметных олимпиад. Отв.: учителя - предметники |
Подбор материала для организации праздника «Посвящение в члены НОУ» Отв.: рук-ль НОУ, Зам.дир. по УР
|
ноябрь |
Проведение семинара для учащихся «Ведение документации проекта. Разработка научного аппарата проблемы исследования» Отв.: рук-ль НОУ,
|
Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта. «План написания учебно-исследовательской работы» Отв.: рук-ли секций
|
Организация участия во втором этапе предметных олимпиад. Отв.: учителя - предметники |
Праздник «Посвящение в члены НОУ» Отв.: рук-ль НОУ, Зам.дир. по УР |
декабрь |
Контроль и корректирование научно- практической работы младших школьников. Творческая мастерская «Я - исследователь». Отв.: рук-ль НОУ, рук -ль секции «Планета знаний»
|
Индивидуальные консультации «Методы и этапы научного исследования» Отв.: рук-ли секций
|
Этап практической деятельности. Практические наблюдения и опыты. Оформление таблиц результатов. Отв.: рук-ли исследов.работ
Анализ результатов участия членов НОУ в первом и втором этапе предметных олимпиад. Отв.: рук-ль НОУ |
Конкурс ораторского мастерства «Наука – шаг в будущее». Отв.: руководитель филологической секции
|
январь |
Проведение семинара « Как подготовить и оформить тезисы доклада?» Отв.: рук-ль НОУ Предварительные отчёты о результатах научных экспериментов. Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Библиографическое занятие (виды каталогов и их использование, справочная литература) Отв.: библиотекарь |
Этап практической деятельности. Правила проведения опыта, практического наблюдения, фиксация результатов. Отв.: рук-ли экологической секции
|
Выпуск бюллетеней «Мир исследований» Отв.:руководители секций |
февраль |
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Предварительные отчёты о результатах научных экспериментов. Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Подготовка к выступлению на конференциях. Круглый стол «Культура выступления. Ораторское искусство», Отв.: рук-ли литературоведческой и лингвистической секций
|
Этап практической деятельности. Подготовка презентаций к плану выступлений. Отв.: рук-ли исследов.работ, учителя информатики
|
Интеллектуальная игра «Брейн - ринг» между участниками НОУ «Поиск» и участниками НОУ гимназии № 1 Отв.: рук-ль НОУ |
март |
Заседание Совета НОУ. «Анализ результатов школьной научно – исследовательской конференции» Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Консультации психолога «Уверенность и спокойствие – слагаемые успеха » Отв.:психологическая служба |
Этап практической деятельности. Консультации по подготовке работ к участию в районной научно – исследовательской конференции. Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Подача заявок на участие в районной научно – исследовательской конференции. Отв.: рук-ль НОУ
|
Апрель |
Подготовка к участию в районной научно – исследовательской конференции. Отв.: рук-ль НОУ
|
Анкетирование учащихся «Эффективность работы НОУ» Отв.:психологическая служба
|
Участие в дистанционных олимпиадах. Отв.: учителя - предметники |
Праздник «День науки в начальной школе» Отв.: рук -ль секции «Планета знаний»
|
май |
Участие в районной научно – исследовательской конференции. Заседание Совета НОУ. «Подведение итогов работы НОУ. Определение задач на следующий год» Отв.: рук-ль НОУ, рук-ли секций
|
Отчёт секций о проделанной за год работе. Отв.: рук-ли секций |
Посещение предприятий, осуществляющих научно – исследовательскую деятельность. Отв.: рук-ли секций |
Организация выставки достижений школьников «Наши исследовательские проекты» Отв.: рук-ль НОУ
|