В помощь родителям

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

О курении

Ротовирусная инфекция и меры профилактики.

Ежегодно в мире регистрируется около 300 млн. диарейных заболеваний, при этом более половины из них – ротавирусные. В республике Беларусь в последние годы отмечается рост заболеваемости ротавирусной инфекцией. В 2011 году в Гродненской области зарегистрировано 575 случаев заболевания, в том числе 12 случаев в Новогрудском районе. 

Ротавирусная инфекция (РВИ) (ротавирусный гастроэнтерит, «желудочный грипп», «кишечный грипп») — инфекционное заболевание, вызванное ротавирусами, протекающее с симптомами общей интоксикации и поражением желудочно-кишечного тракта. Для РВИ характерно частое сочетание кишечного и респираторного синдромов в начальном периоде болезни. 

Случаи заболевания регистрируются на протяжении всего года, однако для заболеваемости РВИ характерна чётко выраженная сезонность - до 93 % случаев заболеваний приходится на холодный период года (с ноября по апрель включительно).

Наиболее высокие уровни заболеваемости, в том числе и вспышки, возникают во время или в канун эпидемии гриппа, за что РИ и получила неофициальное название — «кишечный грипп».

Этой инфекцией болеют преимущественно дети. Причем в первые 6 месяцев жизни ротавирусной инфекцией дети болеют крайне редко, т.к. в организме детей, находящихся на грудном вскармливании, имеются материнские антитела. С возрастом, при переводе детей на искусственное вскармливание риск заболевания ротавирусной инфекцией резко возрастает. К трем годам жизни, как правило, переболевает 90% детей, а к пятилетнему возрасту практически все дети в мире переносят ротавирус-ную инфекцию.

Ротавирусной инфекцией болеют и взрослые, но у них заболевание чаще всего протекает в легкой форме или вообще бессимптомно. Поэтому внешне здоровое взрослое население (мамы, папы) чаще всего, не подозревая об этом, сами являются источниками заражения для своих детей. Источниками инфекции являются и больные с выраженной клинической картиной заболевания.

Вирус размножается в клетках слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и выделяется с калом с первых дней болезни, одновременно с появлением первых симптомов. 

Основной механизм передачи ротавирусной инфекции – фекально-оральный с участием различных путей и множественных факторов передачи.

Вирус передается при бытовых контактах через загрязненные руки, предметы ухода за ребенком, игрушки и др. Нередко заражение происходит при употреблении инфицированной воды и пищи. В последние годы большинство специалистов рассматривают возможность аспирационного механизма передачи инфекции. 

Ротавирусы устойчивы к факторам внешней среды, они хорошо переносят низкие температуры (морозоустойчивы), длительно сохраняются при нулевой температуре, но погибают при кипячении.

Инкубационный период (период с момента заражения больного до появления первых клинических симптомов, скрытый период) длится от 12 до 72 часов (чаще 1-2 дня) и может затянуться до 7 суток. Заболевание начинается остро, как правило, с катарального симптома (насморк, покашливание, боли в горле). Одновременно с этим открывается многократная рвота, а затем, обильный многократный водянистый стул. Температура обычно выше 37,5, а очень часто поднимается до 39 градусов. Нередко больные жалуются на вялость, головную боль, сильные схваткообразные боли в животе.

При появлении первых симптомов заболевания необходимо обратиться к врачу. Лёгкие формы можно лечить дома под наблюдением инфекциониста (участкового педиатра, терапевта). При среднетяжёлых формах у детей первого года жизни, тяжелых формах необходима госпитализация в инфекционный стационар. Если ребёнок старше года, и он ослаблен (часто болеет), тоже лучше госпитализировать. 

После перенесенного заболевания вырабатывается иммунитет к данному типу вируса, и последующие заражения этим типом протекают легче

Профилактика ротавирусной инфекции основана на противоэпидемических мерах, общих для острых кишечных инфекций, а также вакцинации восприимчивых контингентов населения. 

В целях специфической профилактики ротавирусной инфекции в настоящее время вакцинация против ротавирусной инфекции входит в Национальные календари прививок США, Австралии, ряда стран Западной Европы (Австрии, Бельгии, Финляндии и т. д.). С каждым годом таких стран становится все больше и больше. 

Вопрос о включении вакцинации против ротавирусной инфекции в Национальный календарь прививок в перспективе будет рассмотрен и в нашей стране.

Неспецифическая профилактика заключается в соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил на объектах торговли, водообеспечения, образования. 

В домашних условиях необходимо соблюдать правила личной гигие-ны, обязательно мыть руки с мылом после прихода с улицы и перед едой, а мамам – дополнительно перед приготовлением пищи для ребенка и перед его кормлением; для питья, мытья рук, посуды, овощей и фруктов использовать доброкачественную воду; овощи и фрукты употреблять только после тщательного мытья и ополаскивания их кипятком; следует постоянно поддерживать чистоту в жилище.

Учитывая защитные свойства грудного молока, необходимо как можно дольше кормить ребенка грудью.

При возникновении заболевания следует изолировать больного от здоровых членов семьи и в первую очередь от ребенка и как можно раньше обратиться за медицинской помощью к врачу.

Несколько советов, касающихся поведения родителей с конфликтными детьми

 

• Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимал недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно у всех родителей бываютмоменты, когда или нет сил контролировать детей. И чаще всего разражаются «бури»;

• не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

• после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

• не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

• не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает "жертвой", следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Памятка для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В вашей семье появился ученик. Это для него новый и непривычный вид деятельности и, возможно, ему понадобится ваша помощь. Начните с совместного изучения "Памятки учащегося".

По опыту мы знаем, что одна из трудностей, с которой сталкиваются наши учащиеся (особенно начинающие), заключается в нехватке времени, так как появилась серьёзная работа. Помогите, если необходимо, своему сыну или дочери правильно распределить время.

Каждое задание – это небольшая научная работа по соответствующей теме. Каковы же основные критерии её успеха?

Во-первых, – максимальная самостоятельность. Если у Вас есть возможность, Вы, естественно, поможете в решении неподдающихся задач, но это всё-таки должно быть исключением, а не правилом.

Во-вторых, – регулярность занятий. Важно работать ежедневно, систематически, научиться "вынашивать" чёткие и продуманные решения.

В-третьих, – работа над ошибками. Работа над ошибками - очень важный этап. Она позволяет до конца усвоить тему, понять свои ошибки и недочёты, чтобы в будущем их не повторять, а, значит, совершенствоваться.

В-четвёртых, – мы рады использовать в воспитательной работе Ваш творческий и профессиональный потенциал. Это поможет увеличить выбор условий и форм для развития личности каждого Вашего ребёнка. Уважаемые родители, наши ученики – ваши дети! Мы предлагаем вам работать вместе, в тесном контакте. Ведь цель у нас одна - помочь ученикам получить знания, стать увереннее в себе и определиться в дальнейшей жизни. Поэтому звоните нам и пишите – наши телефон и адрес даны в "Памятке".

Дорогие родители!

Видеть ребенка здоровым хотите ли?

Если да, то не вредите,

Своим примером личным подтвердите…

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги – направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге. 95% несчастных случаев возникают из-за ситуационной неграмотности детей, родителей и водителей. Существует несколько десятков повторяющихся дорожных ситуаций-«ловушек». Очень важно научить ребенка хорошо ориентироваться в них. Чем раньше, тем лучше.

Ребенок переходит дорогу

Правило первое

Выберите безопасное место для перехода.

Если вблизи нет подземного перехода, «зебры» или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на проезжую часть между стоящими автомобилями. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас было хорошо видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Помехи обзору (стоящий транспорт, кусты, поворот дороги и др.) – причина более 60% несчастных случаев с детьми и более 40% - со взрослыми пешеходами.

 

Правило второе

Перед переходом обязательно остановитесь.

Необходимо приучить ребенка, идущего или бегущего по тротуару (склонного, не останавливаясь, перебежать через дорогу), остановиться, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотреть дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра – так, чтобы видеть приближение транспортных средств.

Правило третье

Осмотритесь и прислушайтесь.

Из каждых 10 пострадавших на дороге детей 9 вовремя не заметили опасность. Надо учить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что автомобили темного цвета, велосипеды и мотоциклы иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. К тому же в Беларуси водители часто пренебрегают правилом, предписывающим включать ближний свет фар в сумерки и во время дождя.

Автомобиль может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Это дополнительная информация о приближающихся транспортных средствах. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

Правило четвертоe

Если приближается автомобиль, пропустите его, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других транспортных средств.

Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта ситуация-«ловушка» - причина 7% дорожно-транспортных происшествий с детьми-пешеходами. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть еще в одну «ловушку» (6% общего числа пострадавших на дороге детей).

Правило пятое

Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода.

Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.

Правило шестое

Переходя дорогу, продолжайте наблюдение, чтобы вовремя заметить изменения обстановки.

Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие автомобили могут поехать, ехавшие прямо – повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые транспортные средства.

Правило седьмое

Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановился из-за неисправности автомобиль), осторожно выглянув из-за него осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

Попробуйте составить план маршрута, по которому поведете ребенка в школу. Отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите эти места с вашим школьником, чтобы он привык быть здесь осмотрительнее и осторожнее.

Хотите ли вы, не хотите ли… 

Но дело, товарищи, в том, 

Что прежде всего – вы родители, 

А все остальное – потом!

Уважаемые родители!

Главным учителем безопасного поведения детей будет не школа, а именно ВЫ. 

Школа может лишь закреплять те навыки и устойчивые привычки дорожной безопасности, которые вы сформируете в семье. Пока, к глубокому сожалению, педагоги вынуждены переучивать первоклассников или отучать от неправильных знаний и вредных привычек, привитых взрослыми.

 

Совет психолога. Если родители считают возможным нарушать правила дорожного движения, то дети будут вести себя так же. Они просто повторяют все, что делают мама и папа.

 

Урок второй

 

Главным в воспитании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге для родителей должен стать принцип «Делай, как я». 

Чтобы ребенок не нарушал правила дорожного движения, он должен их не просто знать – у него должно войти в привычку их соблюдать. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу только там, где это разрешено правилами; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте ребенку до 12 лет находиться на переднем сиденье.

 

Совет психолога. Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

 

Урок третий

 

Дорожное движение начинается не с проезжей части улицы, а с первых шагов от порога или подъезда дома.Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину и т.д. Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке в/из общественного транспорта. Обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.

 

Совет психолога. Поинтересуйтесь у ребенка, как он переходит улицу, что делает, если опаздывает. Общайтесь со своим ребенком и никогда не отказывайте в помощи и поддержке.

 

Урок четвертый

 

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями.Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю.

 

Совет психолога. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

 

Урок пятый

 

Один из великих людей сказал, что «настоящий учитель должен сам всю жизнь учиться». В нашем случае это применимо и к родителям. Не поленитесь посмотреть в рабочую тетрадь или учебник вашего ребенка по основам безопасности жизнедеятельности, обязательно познакомьтесь с новыми правилами дорожного движения, полистайте другую литературу. Только сами овладев знаниями, вы сможете выработать у своих детей привычку поступать правильно.

Человек за рулем, как ни банально это звучит, чувствует ответственность не только за себя, но и за пассажиров, доверивших ему свои планы, маршрут и, конечно же, свою безопасность. Это серьезно. Что же говорить о человеке, с которым в машине находится ребенок! Уберечь это хрупкое создание не только от связанных с дорогой опасностей, но и просто от дискомфорта и переутомления - волнующая и ответственная задача.

свернуть

Тематическое консультирование «Ответственность родителей за участие несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков»

Тематическое консультирование «Ответственность родителей за участие несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков»

Уголовная ответственность наступает с 14 лет по ряду преступлений, в этот ряд входит и 327-332 статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Данные статьи поясняют ответственность за незаконные употребление, оборот наркотических средств.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 17.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные веществ

Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

  1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  2. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные путем разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
  2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнемунаказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  4. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Переработкой является манипуляция с наркотическим веществом для отделения побочных примесей или повышения содержания наркотика в веществе.

Приобретение – покупка, получение в рамках дарения, сбор дикорастущих наркосодержащих растений либо неохраняемых остатков по окончании уборки и так далее.

Хранение – целенаправленные действия лица, связанные с нахождением наркотиков в его владении. Продолжительность периода хранения не имеет значение.

Перевозка наркотиков – любые способы перемещения в пространстве с помощью транспортных средств. Ношение при себе образует хранение.

Пересылка — перемещение наркотиков любым способом без участия владельца наркотиков (почта, багаж и так далее).

Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

  1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой – наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

  1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

свернуть

Методика выявления педофилии

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по противодействию

и профилактики преступлений,

связанных с сексуальным насилием

над несовершеннолетними

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

 

Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

В ряде случаев совершению вышеуказанных преступлений сопутствуют деяния, по которым рассмотрение материалов проверки относится к компетенции подразделений НиПТЛ, а именно:

  • распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация порнографических материалов заведомо несовершеннолетнему (часть 2 статьи 343 УК);
  • изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, малолетних (части 2, 3 статьи 343УК).

Кроме того, несовершеннолетний может выступать в качестве потерпевшего (свидетеля) и по преступлениям в сфере трафикинга (также относятся к компетенции НиПТЛ):

  • организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (части 2, 3 статьи 1711 УК);
  • торговля людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (пункт 9 части 2, часть 3 статьи 181 УК);
  • использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (пункт 1 части 2 статьи 1811 УК);
  • похищение заведомо несовершеннолетнего в целях эксплуатации (пункты 1, 4 части 2 статьи 182 УК);
  • незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, когда трудоустраивается несовершеннолетний (статья 187 УК).

 

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

 

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ИДН необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)      физические признаки:

-        боль при сидении, ходьбе;

-        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

-        гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

-        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

-        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

-        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

-        недержание мочи;

-        наличие инфекций, передающихся половым путем;

-        беременность;

 

2)      изменения в выражении сексуальности:

-        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

-        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

-        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

-        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

-        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

-        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

 

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

-        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

-        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

-        частая задумчивость, отстраненность;

-        постоянная депрессивность, грустное настроение;

-        нежелание принимать участие в подвижных играх;

-        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

-        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

-        терроризирование младших детей и сверстников;

-        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

-        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

-        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

-        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

-        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

-        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

-        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

-        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

 

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

-        прогулы занятий в учреждении образования;

-        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

-        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

-        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

-        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

-        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

 

5) изменения самосознания:

-        снижение самооценки;

-        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

-        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

-        суицидальные разговоры и попытки;

 

6)      невротические и психосоматические симптомы:

-        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

-        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

-        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

-        головная боль, боли в области желудка и сердца;

-        навязчивые страхи;

-        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

 

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

-        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

-        серьезное отношение к услышанному;

-        спокойствие, выдержка;

-        успокаивания, подбадривания, поощрения;

-        сопереживание;

-        искренность, честность;

-        использование лексикона ребенка;

-        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

-        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

 

При получении возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки), предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

 

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
  2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  3. индивидуальная профилактика и контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  4. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  5. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

Рассмотрим эти направления профилактической работы более подробно.

  1. С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования проводятся занятия педагогами в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Сотрудникам ИДН, участковым инспекторам милиции и криминальной милиции рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

Указанные правила рекомендуется размещать на создаваемых ИДН страницах в социальных сетях.

! Запрещается создавать излишний ажиотаж среди детей и их родителей, приводить недостоверные примеры о якобы имевших место преступлениях.

 

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

 

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

 

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

 

Кроме того, при посещении учреждений образования необходимо обращать внимание на всех лиц, работающих в них, в том числе на обслуживающий персонал. Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, получают удовлетворение от общения, прикасаний к несовершеннолетним и наблюдения за ними.

Следует знать, что преступниками могут оказаться и лицами женского пола.

 

  1. С целью разъяснения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, рекомендуется, в том числе в средствах массовой информации, приводить максимальные санкции указанных уголовно наказуемых деяний, относящихся к категориям особо тяжких и тяжких.

ПРИМЕРЫ

 

Особо тяжкие преступления

 

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК)

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

 

Тяжкие преступления

 

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

 

Кроме того, во взаимодействии с подразделениями информации и общественных связей рекомендуется активно освещать в средствах массовой информации положительные примеры противодействия педофилии с целью формирования негативного общественного мнения к этому проявлению.

 

  1. Среди лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, отмечается достаточно высокий уровень рецидива.

В соответствии с частью 4 статьи 27 «Право на защиту чести и достоинства» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и п.п. 1.1. п. 1 статьи 17 «Меры по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений в сфере образования»  Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» необходимо принимать меры по недопущению трудоустройства таких лиц на должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми.

 

Справочно:

часть 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» «Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 Уголовного кодекса.

статья 17 Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»:

  1. Образовательная политика в сфере предупреждения торговли людьми и связанных с ней преступлений реализуется путем:

1.1. установления запрета в отношении лиц, ранее совершивших преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343 и 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, на занятие должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнение воспитательных функций в отношении детей, а также на занятие других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь (Приложение 1).

 

При этом рекомендуется обращать внимание на факт трудоустройства лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, в учреждения, где воспитываются, обучаются или тренируются несовершеннолетние, в качестве обслуживающего персонала.

 

  1. Важно проводить индивидуальную профилактическую работу в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества, по следующим причинам.

Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, стараются выбирать своих жертв чаще из таких семей, заманивая малолетних детей угощениями, передавая им незначительные суммы денежных средств. При этом преступники оказывают внимание и ласку, которых не хватает детям из неблагополучных семей.

Безнадзорные дети также являются потенциальными жертвами таких преступников. Поэтому в ходе каждого безвестного исчезновения несовершеннолетнего (бродяжничества) после его обнаружения необходимо проводить проверку на предмет установления фактов совершения в отношении них преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы.

При этом следует помнить, что в соответствии с пп. 3.3. п. 3 Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну, утвержденным постановлением Совета Министров от 18.12.2014 № 1192, основаниями, позволяющими полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, когда характер травм, повреждений, состояния или заболевания пациента, свидетельствует об:

изнасиловании и иных действиях сексуального характера;

беременности у лиц, не достигших 16-летнего возраста;

признаках проведения вмешательства в целях искусственного прерывания беременности (аборта) вне организации здравоохранения, имеющей соответствующую лицензию.

При этом руководитель организации здравоохранения после получения сведений, указанных выше, направляет в ОВД: незамедлительно – телефонограмму; в течение суток – письменное извещение.

 

  1. Профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного и замещающих семьях должна проводится совместно с представителями органов опеки и попечительства в соответствиями с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 февраля 2006 г. № 289, и Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 октября 1999 г. № 1678.

В соответствии с указанными положениями контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования осуществляется:

в первые три месяца – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев и до одного года не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

 

         Для организации указанной работы необходимо в территориальном органе опеки и попечительства истребовать списки и выработать механизм совместных проверок.

         При этом с каждым ребенком рекомендуется провести индивидуальную беседу.

 

Обратим внимание на необходимость информирования детей о существовании телефонов горячей линии (причем как республиканского, так и местного значения).

Так, в Министерстве внутренних дел действует круглосуточная прямая телефонная линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей 8-017-372-73-87.

В структуре Министерства здравоохранения функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи для детей и подростков 8-017-246-03-03.

В сети «Интернет» создан сайт «Pomogut.by», обратившись на который родители и ребенок может получить  рекомендации по  сложившейся жизненной ситуации, помощь специалистов различных областей.

 

 

                           ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

И ИНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: в редакции от 19.07.2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999, № 295-З: в редакции от 20.04.2016// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  3. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, от 19 ноября 1993 г., № 2570-XII: в редакции от 11.05.2016 // с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З: в редакции от 09.01.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  5. О противодействии торговле людьми: Закон Респ. Беларусь, 7 января 2012 г., № 350-З; в редакции от 20.07.2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  6. Положение о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2014 г. № 1192;
  7. Положение о детском доме семейного типа: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 289;
  8. Положение о приемной семье: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678.
  9. Перечень должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми: утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 76 (в ред. постановлений Совмина от 26 февраля 2010 г. № 285, от 23.11.2012 № 1071);
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. № 1571 (ред. от 10.10.2014) «Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости» (вместе с «Положением о Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости»);
  11. Положение о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485;
  12. Инструкция о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения: утверждена постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 18 (в ред. от 15.09.2016, с изм. и доп., вступившими в силу с 03.02.2017).

 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

23.01.2009 N 76

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОСТОЯННОЙ РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ

(в ред. постановлений Совмина от 26.02.2010 № 285,

от 23.11.2012 № 1071)

 

Руководители

Главный балетмейстер

Главный библиограф

Главный библиотекарь

Главный врач (директор, заведующий, начальник) организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детскому населению

Главный дирижер

Главный режиссер

Главный тренер

Главный хормейстер

Главный художник

Государственный тренер

Декан высшего учебного заведения

Директор детского реабилитационно-оздоровительного центра

Директор дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (в том числе предназначенного для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения)

Директор (заведующий) филиала учебного заведения

Директор (начальник, заведующий) научно-методического (учебно-методического) учреждения (службы), методической службы учреждения образования

Директор (начальник, заведующий) спортивного сооружения (объединения), центра физкультурно-оздоровительной работы

Директор (начальник, заведующий) учреждения образования

Директор (председатель) клуба физкультурно-спортивного

Директор реабилитационного центра для детей-инвалидов

Директор специализированного учебно-спортивного учреждения

Директор спортивного клуба высшего учебного заведения

Директор студенческого городка

Директор съемочной группы (при съемке детских фильмов)

Директор творческого коллектива

Директор учебно-методического центра физического воспитания населения

Директор центра социального обслуживания семьи и детей

Директор центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов

Заведующий интернатом при школе

Заведующий музыкальной частью

Заведующий (начальник) кафедрой высшего учебного заведения

Заведующий (начальник) подразделением (структурным и (или) обособленным), кабинетом организации здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь детскому населению

Заведующий общежитием учреждения образования

Заведующий основным отделом (сектором, лабораторией, кабинетом) учреждения образования

Заведующий отделением учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)

Заведующий передвижной выставкой музейного учреждения

Заведующий подготовительным отделением высшего учебного заведения

Заведующий реставрационной мастерской

Заведующий труппой

Заведующий учебной лабораторией

Заведующий учебно-консультационным пунктом учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)

Заведующий учебно-производственной (учебной) мастерской учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)

Заведующий учебно-производственной мастерской

Заведующий учебно-производственной практикой профессионально-технического и среднего специального учебного заведения

Заведующий учебным (учебно-методическим) кабинетом высшего учебного заведения

Заведующий центром профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития

Заведующий частью (художественно-постановочной, художественно-режиссерской, музыкальной) в театрально-зрелищных организациях

Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детскому населению

Заместитель директора дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (в том числе предназначенного для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения)

Заместитель директора (заведующего) филиала учебного заведения

Заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности научно-методического (учебно-методического) учреждения (службы), методической службы учреждения образования

Заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности учреждения образования

Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебно-производственной работе учреждения образования

Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе учреждения образования

Заместитель директора (начальника) по производственному обучению учебного заведения

Заместитель директора по курсовой подготовке профессионально-технического учебного заведения

Заместитель директора по медико-социальной реабилитации реабилитационного центра для детей-инвалидов

Заместитель директора (по медицинскому обеспечению) детского реабилитационно-оздоровительного центра по лечебной работе

Заместитель директора по основной деятельности специализированного учебно-спортивного учреждения

Заместитель директора по основной деятельности учебно-методического центра физического воспитания населения

Заместитель директора по основной деятельности центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов

Заместитель директора по работе с иностранными учащимися профессионально-технического и среднего специального учебного заведения

Заместитель директора по режиму специального учебного заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского реабилитационно-оздоровительного центра

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (в том числе предназначенного для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения)

Заместитель директора съемочной группы (при съемке детских фильмов)

Заместитель директора специализированного учебно-спортивного учреждения

Заместитель директора центра социального обслуживания семьи и детей

Заместитель заведующего (начальника) обособленным подразделением организации здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь детскому населению

Заместитель начальника (заведующего) структурного подразделения по основной деятельности культурно-просветительных организаций

Заместитель начальника структурного подразделения по основной деятельности организаций киновидеопроката

Заместитель начальника структурного подразделения по основной деятельности театрально-зрелищных организаций

Заместитель председателя директората национальных команд по видам спорта

Начальник актерского отдела организаций киновидеопроизводства

Начальник аэродрома (учебного)

Начальник (заведующий) основного отдела (лаборатории) учебно-методического центра физического воспитания населения

Начальник (заведующий) основного отдела центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов

Начальник (заведующий) структурного подразделения по основной деятельности культурно-просветительных организаций

Начальник (заведующий) структурного подразделения учреждения образования

Начальник клуба (спортивно-технического, стрелково-спортивного, служебного собаководства и других)

Начальник команды - старший тренер

Начальник мастерской по ремонту спортивной техники и снаряжения

Начальник основного отдела (службы) (центра олимпийской подготовки по видам спорта, физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивного сооружения и объединения, спортивного клуба по игровым видам спорта)

Начальник радиостанции

Начальник станции (водной)

Начальник структурного подразделения по основной деятельности организаций киновидеопроката

Начальник структурного подразделения по основной деятельности театрально-зрелищных организаций

Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения

Председатель директората национальных команд по видам спорта

Проректор по вечерней и заочной формам обучения высшего учебного заведения

Проректор по воспитательной работе высшего учебного заведения

Проректор по научной работе высшего учебного заведения

Проректор по учебной работе высшего учебного заведения

Ректор высшего учебного заведения

Руководитель проектно-конструкторского (исследовательского) бюро учащейся молодежи высшего учебного заведения

Руководитель производственной практики высшего учебного заведения

Руководитель студенческого исследовательского бюро

Руководитель студии, коллектива (по видам искусства и народного творчества)

Руководитель части (литературно-драматургической, музыкальной) в театрально-зрелищных организациях

Старший мастер учреждения образования

Управляющий учебным хозяйством

Ученый секретарь высшего учебного заведения

Художественный руководитель

 

Специалисты

Аккомпаниатор

Артисты всех наименований

Ассистент балетмейстера

Ассистент дирижера

Ассистент звукооператора

Ассистент звукорежиссера

Ассистент кинооператора

Ассистент кинорежиссера

Ассистент режиссера

Ассистент режиссера-постановщика

Ассистент телеоператора

Ассистент хормейстера

Балетмейстер

Библиотекарь

Воспитатель учреждения образования

Воспитатель-методист учреждения образования

Врач-акушер-гинеколог

Врач-аллерголог

Врач-ангиохирург

Врач-анестезиолог-реаниматолог

Врач-гастроэнтеролог

Врач-гематолог

Врач-дерматовенеролог

Врач - детский хирург

Врач-иммунолог

Врач-инфекционист

Врач лечебной физкультуры

Врач-кардиолог

Врач-кардиохирург

Врач-комбустиолог-хирург

Врач-косметолог

Врач-нарколог

Врач-невролог

Врач-нейрохирург

Врач-неонатолог

Врач-нефролог

Врач общей практики

Врач-онколог

Врач-онколог-хирург

Врач-оториноларинголог

Врач-офтальмолог

Врач-педиатр

Врач-проктолог

Врач-профпатолог

Врач-психиатр

Врач-психотерапевт

Врач-пульмонолог

Врач-ревматолог

Врач - рентгено-эндоваскулярный хирург

Врач-рефлексотерапевт

Врач-сексолог

Врач скорой медицинской помощи

Врач спортивной медицины

Врач-стоматолог

Врач-стоматолог детский

Врач-стоматолог-ортодонт

Врач-стоматолог-ортопед

Врач-стоматолог-терапевт

Врач-стоматолог-хирург

Врач-терапевт, врач-токсиколог, врач - торакальный хирург, врач-травматолог-ортопед

Врач-трансплантолог, врач-трансфузиолог

Врач ультразвуковой диагностики

Врач-уролог, врач-физиотерапевт, врач-фтизиатр

Врач функциональной диагностики

Врач - челюстно-лицевой хирург

Врач-эксперт, врач-эндокринолог, врач-эндоскопист

Дирижер

Диспетчер-инструктор диспетчерского тренажерного центра (учебного)

Доцент высшего учебного заведения

Звукооператор

Звукооформитель

Звукорежиссер

Инспектор по охране детства

Инспектор по учебной работе

Инструктор клуба служебного собаководства

Инструктор малокалиберного, пневматического тира

Инструктор-методист специализированного учебно-спортивного учреждения

Инструктор-методист физкультурно-спортивных учреждений, организаций, сооружений, центров физкультурно-оздоровительной работы, спортивно-технических, туристских клубов

Инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Инструктор слухового кабинета

Инструктор станции (водной)

Кинооператор, кинорежиссер

Концертмейстер, концертмейстеры всех наименований

Культорганизатор

Лаборант, логопед

Мастер производственного обучения

Медицинская сестра, медицинская сестра-анестезист, медицинская сестра-диетолог

Медицинская сестра операционная, медицинская сестра по массажу

Медицинская сестра по физиотерапии

Методист

Музыкальный оформитель

Музыкальный руководитель

Педагог-организатор, педагог-психолог, педагог социальный

Помощник главного режиссера (главного дирижера, режиссера, кинорежиссера)

Помощник художественного руководителя

Преподаватель, преподаватель (ассистент) высшего учебного заведения

Преподаватель-стажер высшего учебного заведения

Приемный родитель, родитель-воспитатель

Профессор высшего учебного заведения

Режиссер, режиссер-постановщик

Репетиторы всех наименований

Руководитель допризывной подготовки

Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.)

Руководитель физического воспитания

Скульптор

Специалист по социальной работе центра социального обслуживания семьи и детей

Старшая медицинская сестра

Старший воспитатель

Старший инспектор-дежурный

Старший инспектор по охране детства

Старший инспектор по учебной работе

Старший преподаватель высшего учебного заведения

Телеоператор

Техник-массажист

Тренер, тренер по спорту (спортивной секции, физкультурно-оздоровительной группы, физкультурно-спортивной организации)

Тренер-преподаватель по спорту специализированного учебно-спортивного учреждения

Тренер - преподаватель по спорту средней школы - училища олимпийского резерва

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог)

Учителя всех наименований

Фельдшер, фельдшер зубной, фельдшер-акушер

Хормейстер

Художники всех наименований

Экскурсовод

 

Другие служащие

Дежурный по залу (спортивному, бильярдному)

Дежурный по общежитию учреждения образования

Дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания

Помощник воспитателя

Секретарь учебной части (диспетчер)

Старший дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания

 

Рабочие

Няня

Санитарка

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

свернуть

Как уберечь ребёнка от сексуального насилия?

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА

ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

 

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

 

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

свернуть