Признаки семейного неблагополучия

17.12.2024

Памятка для классного руководителя

Признаки семейного неблагополучия и дезадаптации в социуме со стороны учеников

- Неопрятный внешний вид - Повышенный уровень агрессии - Печаль или пустота во взгляде - Чрезмерная социальная активность - Невротические проявления в жестах и мимике (грызёт ногти, дёргает головой или плечами, частый ритмичный стук руками или ногами) - Замкнутость, сонливость и ограниченность в контактах - Обидчивость, несоответствующая реальному отношению - Частые пропуски занятий по болезни или по неуважительной причине - Самовосхваление, навязчивое желание показать себя в лучшем свете - Нежелание говорить о родителях, стеснительность - Нарушения и извращения сексуального характера - Чрезмерная привязанность к учителю - Низкая мотивация к обучению - Воровство и дезинформация - Повышенный аппетит - Нецензурная речь

Предупреждение неблагополучия в семье

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия; - со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.

Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы:

  • эмоциональную нестабильность,
  • неуверенность в себе,
  • тревожность,
  • замкнутость,
  • отчужденность.

Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Вторую группу со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами  хорошо видны окружающим, то  в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы.

 

поделиться в: