Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 7 г.Новогрудка
Рекомендации для родителей по духовно- нравственному воспитанию
«Духовно - нравственное воспитание детей»
1.Будьте примером для своего ребенка.
2.Не требуйте того, что не можете сами.
3.Создавайте для ребёнка культурную среду, позаботьтесь о его окружении.
4.Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. «А. С. Макаренко».
Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.
СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ, ЕПИСКОП ТУРОВСКИЙ
Святитель Кирилл появился на свет в состоятельной семье в 30-х годах XII века. С детства он проникся христианской верой, читая Евангелие и углубляясь в его понимание. Кирилл жил в городе Турове Минской губернии и там же в Борисоглебском монастыре принял монашеский постриг, будучи уже в зрелом возрасте. Святитель много молился и усердно постился, во всем слушался игумена. И братию он наставлял всегда оказывать настоятелю полное послушание. До нас дошло написанное святым сочинение об иноческой жизни. По его «Сказанию о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» можно составить представление о пребывании в монастыре тех времен.
Потом святитель Кирилл ушел в затвор, поднявшись на столп. К подвижнику стали прибегать за советами в духовной жизни. Он был любим многими за святость при жизни и образованность. Святителя Кирилла называли Русским Златоустом. Он был избран епископом Туровским. Находясь на этой кафедре, Кирилл не только заботился о своей пастве, но и посильно участвовал в церковной жизни других митрополий. Он обличал ересиарха Феодора, наставлял святого князя Андрея Боголюбского, на Ростовской земле которого происходили церковные нестроения. Спустя некоторое время святитель Кирилл вновь вернулся к уединению, много трудился над духовными сочинениями. К сожалению, не сохранились его «Слова на годичный круг Господских праздников», однако долгое время эти творения находились в сборниках святоотеческой литературы. «Я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю», — наставлял он паству. Святитель Кирилл, епископ Туровский, отошел ко Господу 28 апреля около 1183 года.
Дни памяти: 11 мая (28 апреля по ст. ст.) и в Соборе Белорусских святых.
Просветительница земли белорусской
5 ноября Православная Церковь чтит память преподобного Елисея Лавришевского.
Преподобный Елисей Лавришевский родился в семье литовского князя Тройната, который, по всей видимости, был язычником. Детские и юношеские годы святого проходили в семье богатых и влиятельных родителей. Елисей получил хорошее образование, которое позволяло ему находиться в высших слоях тогдашнего общества. Достигнув совершеннолетия, Елисей поступил на службу при дворе великого князя Миндовга.
Общение с выдающимися людьми того времени привело юного Елисея к знакомству со святителем Лаврентием Туровским, который впоследствии стал его духовным отцом и наставником.
Духовные беседы со святым старцем побудили Елисея изменить свой образ жизни. Приняв святое крещение, он оставил двор и удалился в 1225 г. в пустыню, где в дальнейшем на собственные средства основывал монастырь – Лавру. В 13 веке монастырь, основанный преподобным Елисеем, был духовным и культурным центром Великого княжества Литовского. Здесь велась летопись. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано пергаментное рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания. Оно сохранилось до нашего времени и сейчас находится в г.Кракове.
К сожалению, о жизни, трудах и подвигах преподобного Елисея до нашего времени сведений не сохранилось, возможно, из-за большого количества войн, проходивших в этих местах. Однако известно, что 23 октября 1250 года он был убит бесноватым послушником.
После кончины святого его мощи были прославлены многими чудотворениями - большей частью помощью страждущим от беснования. В Житии повествуется, что однажды, случайно коснувшись мощей святого, исцелился бесноватый.
Около 1508 года, когда татары, опустошившие окрестности Новогрудка, приблизились и к Лавришевскому монастырю, Господь явил чудо через Своего угодника Елисея: татарам показалось, что монастырский двор был заполнен отборной конницей и они в страхе бежали. Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, который состоялся в Вильно в 1514 году.
Но недолго сохранялся мир в святой обители. Во время одной из войн (XVI в.) мощи святого были сокрыты в землю, а после сожжения монастыря найти их так и не удалось. Около 500 лет мощи преподобного Елисея находятся в земле на месте древнего монастыря. И по сей день силой молитв святого утешается всякий, посещающий эту святую обитель. Многое изменилось с тех пор, однако неизменным остается то, что земля белорусская имеет великого молитвенника и заступника перед Богом - преподобного Елисея Лавришевского. С 1984 года преподобный Елисей прославляется в Соборе Белорусских святых. В честь преподобного освящен храм в деревне Минойты Лидского района. В Новогрудке, деревне Лавришево, а также на территории Свято-Елисеевского монастыря, открыты памятники святому.
В 1997 году местными властями было разрешено строительство церкви-памятника на месте древнего монастыря. В 2000 году храм был построен и освящен в честь Преподобного Елисея Лавришевского, память которого совершается 5 ноября (н.с).
Начиная с 2000 года, ежегодно перед празднованием памяти преподобного Елисея осуществляются крестные ходы из Новогрудка в Лавришевский монастырь. В районном центре проходят церковно-исторические чтения с участием ученых, церковных историков, учителей района. В последние годы Лавришевские чтения стали проходить в Минске.
Святая Валентина родилась весной 1888 года в благочестивой семье священника Феодора Чернявского в селе Коски под Минском. С раннего детства Валентина любила уединение и молитву, храм Божий, церковные службы. Иногда она настолько углублялась в молитву, что не замечала, что служба давно закончилась и она осталась одна в закрытом храме. Мама Валентины воспитывала четырех дочерей постоянным напоминанием примеров святости, и постепенно у них сформировалось мнение, что святость — это идеал жизни, к которому нужно стремиться.
Больше всего из детства Валентине запомнилось посещение праведного Иоанна Кронштадтского, беседа с ним и его благословение. В те дни произошел случай, который указал на то, что отроковица — избранный сосуд Божий. Когда они с отцом плыли на корабле в Кронштадт, их судно неминуемо должно было столкнуться со встречным. И тогда позади Валентины появился святой Пантелеимон Целитель и сказал ей: «Непрестанно молись!» Валентина стала молиться — и корабли чудом разминулись.
В 1912 году Валентина вышла замуж за Феодора Васильевича Сулковского, коллежского советника. Она разделила с ним все тяготы жизни военного человека в годы Первой мировой войны. В двадцатые годы супруги занялись сельским хозяйством, но были раскулачены, у них отобрали не только дом, но и всю домашнюю скотину, запасы зерна и картофеля. В этот тяжелый период Валентина Феодоровна посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Старица сказала: «Ты займешь мое место». Вскоре так и случилось.
В 1931 году Феодор Сулковский был арестован, а в 1933 году погиб в лагере. Валентина Феодоровна лишилась любимого мужа и совсем слегла: ноги отказали. Но Господь послал добрых людей, которые стали помогать ей. Именно тогда Валентина Феодоровна встала на свой молитвенный подвиг, в тишине своей кельи молилась за свой народ, в деревне ее стали называть святой. В ее маленький домик приезжали священнослужители, многие из которых теперь прославлены в лике святых.
По свидетельствам священнослужителей, матушке во сне явилась Ксения Петербургская и благословила ее нести крест юродства. Непонятное человеческому разуму, таинственное происходило рядом с матушкой. Своим духовным взором она провидела невидимый для нас мир, прозревала жизнь посещавших ее людей, легко давала ответы на невысказанные, мучительные вопросы своих посетителей. Она ясно видела и настоящее, и прошедшее, и будущее совершенно незнакомых ей людей, исцеляла от неизлечимых болезней. У человека открывалось сердце к Господу, и это было самым большим чудом, которое совершалось по молитвам матушки Валентины. Когда в 50-е годы власти хотели арестовать матушку и отвезти в психбольницу, к ее домику собралось столько людей, что милиционеры не смогли даже приблизиться к домику. Так матушка Валентина осталась лежать на своем одре и принимать страждущих. В ней было очень много любви к людям, даже явные пороки она обличала просто, безобидно. После такого обличения людей охватывал стыд, приводил к покаянию.
Отошла ко Господу блаженная матушка Валентина 6 февраля 1966 года, канонизирована в лике блаженных через сорок лет — 6 февраля 2006 года.
С отходом матушки Валентины в вечность ничего не изменилось. Люди идут к ней на могилку. С дороги на Дзержинск хорошо видно, как течет людской ручеек к этому чистому источнику благодати на кладбище у деревни Коски.
День памяти: 6 февраля (24 января по ст. ст.).
СВЯТИТЕЛЬ СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ
Святитель Симеон, епископ Тверской, был из рода князей Полоцких и служил Полоцким епископом. Но убийство Полоцкого князя, его племянника, литовскими князьями в 1263 году вынудили владыку переселиться в Тверь. Это было время, когда Тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и избрал Тверь своим престольным городом. Владыка был любезно принят Ярославом Ярославичем и стал первым епископом Тверской епархии. Князь наделил святительскую кафедру многими имениями и угодьями. Когда он упокоился, то владыка Симеон с честью похоронил своего благодетеля.
Блаженный Симеон был добрым и милосердным к обиженным и несчастным, внимателен к иноческому и священническому чину и грозен для обидчиков.
Однажды святой Симеон обедал с полоцким князем Константином, и тот в шутку спросил у святителя: «Где будут тиуны (судьи) на том свете?» Владыка ответил: «Тиун будет там же, где и князь». Князю это пришлось не по душе, и он возразил: «Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» Святитель объяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит в тиуна человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги, то и князь будет в аду, и тиун его с ним».
Упокоился святитель Симеон 3 февраля 1289 года.
Имя святителя Симеона было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви в феврале 2016 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви .
Дни памяти: 16 февраля (3 февраля по ст. ст.), в Соборе Белорусских и в Соборе Тверских святых.
Положение регионального ресурсного центра
по духовно-нравственному (патриотическому) воспитанию
«Формирование духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе использования потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа»
создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся, формирования нравственных ценностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций белорусского народа и распространение положительного опыта работы по данной проблеме.
2.2.Задачи деятельности ресурсного центра:
- нормативно - правовое обеспечение системы духовно-нравственного воспитания в учреждении образования;
- методическая поддержка субъектов образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания;
- организация проектной деятельности в области духовно-нравственного воспитания;
- формирование банка данных и распространение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию;
- разработка и распространение информационных и учебно-тематических материалов по духовно-нравственному воспитанию;
- нормативно - правовое обеспечение системы духовно- нравственного воспитания в учреждении образования
создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся, формирования нравственных ценностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций белорусского народа и распространение положительного опыта работы по данной проблеме.
2.1.Целью деятельности ресурсного центра является организационно-методическое сопровождение системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на христианских ценностях и традициях белорусского народа.
2.2.Задачи деятельности ресурсного центра:
обобщение и распространение имеющегося положительного опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания, значимого для развития районной системы образования;
формирование информационно-образовательной среды (сбор и систематизация материалов христианской культуры, образующих систему духовных ценностей и ориентиров жизни человека, семьи, общества);
оказание методической поддержки педагогам района во внедрении в практику их работы новых воспитательных технологий и форм организации воспитательного процесса;
координация действий различных структур и заинтересованных специалистов в реализации данной программы;
информирование и просвещение общественности, педагогов, обучающихся и родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания;
содействие реализации проектов регионального значения;
развитие ресурсного обеспечения районной системы образования.
В рамках деятельности ресурсного центра будут решаться следующие задачи:
повышение эффективности целостного образовательного пространства, содействующего повышению качества воспитания культуры межнациональных отношений в подростковой среде;
разработка поликультурных аспектов социализации учащихся на основе воспитывающей деятельности, направленной на формирование представления о многообразии культур; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности; глубокое овладение культурой своего народа как непременного условия интеграции в этнокультурный мир; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе толерантности, гуманного межнационального общения;
организация детского коллектива, его последовательное сплочение и совершенствование; обеспечение высокого уровня учебной деятельности учащихся разных национальностей в создании для каждого условий для достижения успеха; сочетание учебной с внеучебной деятельностью в целях создания системы воспитания культурных и межнациональных отношений.
внедрение форм межкультурного диалога, помогающего развивать способности самовыражения и свободного общения, как в рамках своей культуры, так и при контактах с представителями других культур, особое внимание будет уделяться информационному обеспечению распространения достижений национального культурного наследия белорусского народа, развитию и сохранению национальных традиций;
подготовка и проведение конференций и научно-практических семинаров с целью передачи опыта поликультурной педагогической работы.
развитие атмосферы толерантности, принятия, уважения к культурным различиям разных народов;
организация воспитывающей деятельности на основе уважения, взаимопонимания, взаимного интереса к разным культурам.
Ресурсный центр будет создавать необходимые условия для развития и сохранения национальных традиций в условиях современной поликультурной образовательной среды.