Цель работы ресурсного центра по русскому языку и литературе:
- совершенствование преподавания русского языка и литературы через использование информационно-методической базы ресурсного центра.
Задачи работы ресурсного центра по русскому языку и литературе:
- совершенствование системы работы с одаренными учащимися посредствам развития информационно-методической базы ресурсного центра;
- разработка и проведение уроков с использованием средств ресурсного центра;
- проведение обучающих семинаров и мастер-классов для учителей, работающих с высокомотивированными и одаренными учащимися;
- повышения профессионального мастерства учителя;
- эффективное использование ресурсов центра;
- обобщение и систематизация эффективного опыта работы учителей-филологов.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык»
Критерии оценки СЛОВАРНОГО диктанта
Таблица 3
Балл Количество ошибок
1 7 и более ошибок
2 6 ошибок
3 5 ошибок
4 4 ошибки
5 3 ошибки
6 2 ошибки
7 1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы
8 0 ошибок, 1—2 исправления на месте орфограммы
9 0 ошибок, 1—2 исправления не на месте орфограммы
10 0 ошибок, без исправлений
Критерии оценки ТЕКСТОВОГО диктанта
Таблица 4
Балл Количество ошибок
1 Более, чем на 2 балл
2 10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9
3 8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7
4 5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
5 4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5
6 3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4
7 2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
8 1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
9 1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
10 0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.
Два исправления НА месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку.
При наличии в работе 5—7 исправлений НЕ на месте орфограммы (пунктограммы) оценка снижается на 1 балл.
При наличии более 7 исправлений – на 2 балла
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по учебному предмету ”Русская литература“
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме
определены учебными программами в соответствии с требованиями
образовательного стандарта по учебному предмету ”Русская литература“.
Подготовка учащихся предполагает формирование:
– теоретико-литературных и историко-литературных знаний;
– читательских умений;
– системы эмоционально-ценностных отношений;
– опыта литературно-творческой деятельности.
Результаты учебной деятельности учащихся по русской литературе
оцениваются по следующим параметрам:
– содержательность и глубина устного и письменного высказывания, отражающая качество восприятия и понимания поэтического текста,
– сформированность аналитических и речевых умений, способность применять их на практике, самостоятельность оценок событий и характеров в художественных произведениях, их аргументированность;
– выразительность чтения наизусть произведений разных жанров;
– техника чтения незнакомого текста.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся
осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством
проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с
использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, а также других способов контроля.
Работая над текстом художественного произведения по вопросам учебника,
учитель исправляет смысловые, а также речевые и грамматические ошибки
в ответах учеников. Аналитические вопросы учебника могут быть предложены
учащимся для письменного ответа после обсуждения их в устной форме на
предыдущих уроках. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются их возрастные особенности.
Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся
осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании.
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развёрнутый ответ
на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
-- правильность и мотивированность отбора эпизодов, картин, деталей для
решения поставленной учителем задачи;
-- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и
важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
-- композиционная стройность и логика построения ответа;
-- речевая грамотность, культура произношения (соблюдение орфоэпических
норм, правильное интонирование).
Оценка выразительного чтения НАИЗУСТЬ
Балл Показатели оценки
1 Фрагментарное воспроизведение текста с многочисленными ошибками (более
7)
2 Фрагментарное воспроизведение текста. Чтение монотонное, с
многочисленными ошибками (6—7)
3 Неполное воспроизведение текста. Чтение наизусть с многочисленными
ошибками (5—6), слабое интонирование, неумение почувствовать авторскую
интонацию
4 Неполное воспроизведение текста. Чтение наизусть с 4—5 ошибками.
Попытки эмоционально отозваться на переживания, запечатленные в
художественном тексте
5 Чтение наизусть с 2—3 ошибками. Попытки эмоционально включиться в
поэтическую ситуацию переживания и передать голосом настроение
6 Чтение наизусть текста с 1—2 ошибками, попытка воспроизвести голосом и
интонацией переживание лирического героя произведения
7 Чёткая дикция при хорошем знании текста (1—2 запинки). Попытка
воспроизведения эмоционального напряжения текста
8 Хорошее знание текста. Авторская интонация передана верно.
Воспроизведение эмоционального напряжения текста
9 Полное владение текстом. Попытки самостоятельной интерпретации
авторской позиции
10 Безупречное владение текстом. Выразительное чтение на основе
самостоятельной интерпретации авторской позиции
Оценка УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО высказывания
Балл Показатели оценки
1
Текст литературного произведения прочитан частично. Ученик не может
пересказать текст. Речь не развита. Обилие речевых и грамматических ошибок
(более 8)
2
Текст прочитан не полностью, понят на элементарном уровне. Ученик
затрудняется в пересказе. Речь не развита. Обилие речевых и грамматических
ошибок (7—8)
3
Произведение прочитано, воспринято эмоционально, но воспроизводится
неосознанно, фрагментарно: ученик не видит связи между эпизодом и характером
героя. Речь развита слабо, обилие речевых ошибок (6—7)
4
Литературное произведение эмоционально переживается, эмоциональная оценка
на уровне "нравится – не нравится". Учебный материал воспроизводится
неосознанно. Речь развита недостаточно, присутствуют речевые ошибки (5—6)
5
Эмоционально переживаемое понимание и осмысление литературного
произведения с попыткой (пусть неудачной) оценки характеров и ситуаций по
нравственным критериям. Содержание произведения пересказывается осознанно.
Интерес к нравственной стороне поступков персонажей. Допустимы
немногочисленные и негрубые речевые ошибки (4—5)
6
Достаточно полное понимание и осмысление текста на фоне эмоционального
переживания ситуации с попыткой обоснованной оценки характеров и ситуаций
по нравственным критериям. Допустимы 3—4 речевые ошибки
7
Владение текстом, эмоционально-нравственные оценки характеров и ситуаций с
учетом композиционного построения произведения (роль пейзажа, портрета,
речевой характеристики и т.д.). Допустимы 2—3 речевые ошибки
8
Понимание проблематики литературного произведения. Свободное владение
текстом для подтверждения своих суждений. Самостоятельность оценки
стандартных ситуаций по нравственным критериям с учётом композиционного
построения произведения (осмысление идейно-композиционной роли эпизода).
Допустимы 1—2 речевые ошибки
9
Умение анализировать характер литературного героя в свете поставленной
автором проблемы, с учётом жанровой и стилевой специфики художественного
произведения. Самостоятельность в нравственной оценке нестандартных
ситуаций характеров, обоснованность суждений. Допустимы 1—2 речевые
ошибки, исправленные самим учащимся
10
Умение анализировать литературное произведение, выявлять его проблематику,
идейный смысл, эмоционально-образный характер изложения, умение проводить
литературные аналогии и сопоставления. Умение видеть связь между характерами
в образной системе произведения, между системой образов и композиционным
построением произведения с целью выявления авторской концепции жизни и
личности. Стремление выявлять и осознавать общие закономерности
литературного процесса (стиль писателя, стиль направления в литературах разных
стран и народов). Отсутствие речевых ошибок. Творческий подход при выполнении заданий.