Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 7 г.Новогрудка
Как сохранить психическое здоровье
Профилактика, укрепление и сохранение психического здоровья является неотъемлемой частью здорового образа жизни человека. И одним из определяющих факторов нашего здоровья является психоэмоциональное состояние, которое проявляется в нашем умении контролировать свои эмоции, мыслить позитивно, сохраняя при этом равновесие между нашим физическим и духовным развитием.
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.
Критерии психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения:
Осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего психического и физического «я».
Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Следовательно, психически здоровый человек благополучно внедряется в общество и гармонично с ним взаимодействует, адаптируется к условиям окружающей среды, придерживается принципов доброты и справедливости, стремится к самоанализу и саморазвитию.
Однако к вопросу психического здоровья нельзя подходить формально, так как уровень психического здоровья человека в любой момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Также следует учитывать и социокультурные особенности общества, особенности профессиональной деятельности человека.
Нередко ухудшение психического здоровья является следствием быстрых социальных изменений в обществе, стрессовых условий на работе, гендерной дискриминации, социального отчуждения, нездорового образа жизни, физического нездоровья.
Следует различать психическое и психологическое здоровье. Так психическое здоровье – это в первую очередь набор психических установок, позволяющих человеку приспосабливаться к окружающей среде и адекватно воспринимать окружающую действительность, себя и других людей, реагировать на происходящее. При этом, у психически здорового человека отсутствуют нарушения в развитии и работе психических процессов и нервной системе.
Психологическое здоровье включает в себя здоровье души и личности в целом. Человек не только может адаптироваться к условиям существующего мира, но и способен брать на себя ответственность, делать выбор, быть самостоятельным, а также способен саморазвиваться и стремится к повышению уровня своего личностного развития. Психологическое здоровье также говорит о хорошем уровне развития мотивационной, волевой, эмоциональной и познавательной сфер.
Отклонение от нормы в случае психического здоровья — это болезнь, в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Важно уделять особое внимание своему психическому здоровью, так как:
между психикой и физическим состоянием человека существует тесная связь, в связи с чем постоянные стрессы, переживания, повышенная тревожность могут привести к ухудшению здоровья и психосоматическим заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта (язвенный колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника), двигательного аппарата (радикулит), органов дыхания (бронхиальная астма) и мочеполовой системы (хронический панкреатит);
психически здоровый человек быстрее достигает желаемых успехов в карьерном росте, более коммуникативен в социуме и особенно в семье, являя собой психологическую модель для подражания своим детям;
человек с проблемами психического здоровья, подверженный постоянной депрессии имеет повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, что в свою очередь может привести к снижению продолжительности жизни;
психически здоровый человек живет полноценной жизнью, получая от нее максимальное удовольствие и в полной мере реализовываясь.
Профилактика психического здоровья или: «Как же сохранить свое психическое здоровье?»
В современном мире, несмотря на то, что человек постоянно подвергается воздействию стресса, вопреки всем заблуждениям, его не стоит избегать. Именно непродолжительный стресс укрепляет психику, приводя в тонус весь организм. Однако длительный, хронический стресс имеет разрушающее действие для всего организма человека.
Стрессоустойчивость – одно из основных качеств, позволяющих человеку эффективно работать в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности.
Особое внимание следует уделить вновь появившимся симптомам, таким как постоянная раздражительность, чувство тревоги, неспокойный сон, постоянное чувство неудовлетворенности и злости, зависимость от резких смен настроения. Эти симптомы чаще всего свидетельствуют о стрессовом состоянии, негативно воздействующем на организм человека. В таком случае, в первую очередь, необходимо обратиться за помощью к специалистам, а также придерживаться рекомендаций по сохранению психического здоровья и равновесия.
Рекомендации по сохранению психического здоровья и равновесия:
Используйте позитивное мышление.
Все в нашем мире неоднозначно. К любой ситуации в нашей жизни можно подойти с разных сторон. Кто-то из людей видит в происходящем только недостатки, даже в самых прекрасных и приятных событиях, критикуя все и всех, впадая в уныние и депрессию при возникновении преград или затруднений. А кто-то, наоборот, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самых затруднительных ситуациях, извлекая опыт и новые возможности.
Следует отметить, что именно позитивное мышление позволяет человеку легко и с юмором пережить все возникающие проблемы и трудности, ограждая его от негативных воздействий стрессов и тревог, тем самым сохраняя его психическое здоровье.
Вера в собственные силы, надежда на благополучный исход всех ваших помыслов и деяний, умение оставаться оптимистом в любой сложной жизненной ситуации, помогут вам сохранить психическое здоровье и стрессоустойчивость на долгие годы.
Ø Уметь выслушивать подростка.
Ø Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.
Ø Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
Ø Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
Ø Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
Ø Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
Ø На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
Ø Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
Ø Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
Ø Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
Ø Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
Ø Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
Ø Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
Ø Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
Ø В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.