Тематическое консультирование педагогов «Профилактика насилия в семье. Виды насилия»

18.04.2024

Тематическое консультирование педагогов «Профилактика насилия в семье.

Виды насилия»

Насилие в отношении детей - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и
других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в
отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное
влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают
безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Прервать дальнейшее распространение жестокого обращения в семье по отношению
к детям способна эффективная система профилактики по следующим направлениям:
работа собственно с семьями, работа с детьми с учетом имеющейся специфики, работа с
педагогами.
Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном
состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют
различного рода насилие.
Виды насилия
Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные
действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение
физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление
ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).
Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных
потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в
сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической
продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в
занятие проституцией.
Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку
внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного
достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не
соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и
невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.
Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности
ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.
При работе с педагогами главными задачами являются:
•создать предпосылки для формирования безопасной среды, в том числе посредством
стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и
личностных ценностей, а так же оказание психологической и иной помощи педагогам,
испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по
отношению к учащимся;
•информировать представителей педагогического коллектива о сущности и
последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний
родителям;
•усилить контроль за выявлением и учетом детей школьного возраста, не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
школе.
Формы работы с педагогами:
активные формы работы (тренинги, деловые игры, практикумы и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
психолого-педагогические чтения.
Работа с родителями.
При работе с родителями основная задача педагогов – донести до сознания родителей
тот факт, что насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей.  В побоях и

наказаниях видят подходящие средства только те родители, которые не знают другого
пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения.
Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя
оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания.  Ребенок подражает
насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью, и
агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкиваются на
агрессию. Таким образом, создается порочный круг поведения. Можно полагать, что
жестокое обращение в семье  служит моделью агрессивного поведения. 
При работе с семьей главным является:
помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы,
набор средств родительского воздействия, которые исключали бы телесные наказания;
дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к
жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи
определенные рамки поведения;
обучить родителей методам ненасильственной педагогики, побуждать взрослых
внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию
завышенных ожиданий и снижая поток требований родителей, моделировать позитивные
подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем.
Формы работы с родителями по предупреждению жестокого обращения с детьми в
семье:
родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные
мероприятия, походы, посещение уроков и т.д.)
наглядная информация (брошюры, статьи для родительского уголка)
Формы работы с детьми по предупреждению жестокого обращения
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
правовые лекции;
занятия по самозащите;
тренинги, игры по формированию навыков безопасного поведения;
размещение на информационных стендах адресов и контактных телефонов
организаций, оказывающих помощь
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только
планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами.
Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка
и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Эмоциональное состояние
 низкая самооценка, пассивность;
 сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
 беспокойство, повышенная тревожность.
 депрессивные состояния, печаль.
Поведение
 оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
 несоответствуюшая возрасту ответственность;
 саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе,
суицидальные мысли).
 возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия,
дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект
 снижение или полная потеря интереса к школе;
 задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;

 снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная
неуспеваемость;
 нарушения речевого развития,
 заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
 трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
 неумение общаться с людьми, дружить;
 отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
 стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений,
привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и
недоверие к ним;
 требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
 агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
 роль “козла отпущения”;
Физическое состояние
 маленький рост, недостаточный вес;
 гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
 психосоматические заболевания, неврозы;
 постоянный голод и/или жажда;
 мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении
ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от
жестокости и насилия

 Законы о защите прав ребенка.
 Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы
внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического
проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
 Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-
Центры), номера “Телефонов Доверия”.
 Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
 Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе
физические повреждения и поведенческие отклонения.
 Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие
заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
 Последствия жестокого обращения, насилия: психологические,
эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
 Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно
выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое
обращение и общаться с детьми.
 Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям,
дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или
сверстников.
 Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину
разговора с ними.
Психолого-педагогические правила организации общения между педагогом и
учащимися
1. Будьте внимательны к своим учащимся, отмечайте малейшие изменения в их поведении,
любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие
“вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности учащегося (не может
продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего
утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по
отношению к учащемуся. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, законными представителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не
поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:
- наблюдать за учащимися и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учащихся. Относитесь сочувственно к мыслям и
желаниям: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!